Задачи:
1. Способствовать формированию гармонически развитой личности, усвоившей духовные ценности и традиции русского народа;
2. Способствовать всестороннему развитию творческих способностей детей средствами русского фольклора;
3. Воспитывать у детей нравственные и эстетические чувства – любовь к природе, родному краю.
Место и время проведения: полянка с берёзкой на территории детского сада во время вечерней прогулки.
Оборудование: фонограмма песни «Во поле берёза стояла», «Голоса весеннего леса», платочки, ленточки, дудочка для Лешего, «волшебный» сундучок, скамейки для детей.
Действующие лица: Ведущая -рассказчица в русском сарафане и кокошнике, Леший, Заря- заряница - девица в красном сарафанчике, с веночком на голове.
Ход мероприятия
Под фонограмму русской народной песни «Во поле берёза стояла» дети с платочками и ленточками в руках, идут «цепочкой» за ведущей, обходят берёзку, образуют круг, любуются берёзкой.
Ведущая: Ребята, вот и пришли мы в гости к берёзке – главному и любимому дереву на Руси. Берёзка пригласила нас, чтобы вместе с ней встретить праздник, который издавна встречали на Руси. В далёкую старину, когда заканчивалась посевная работа на полях, наступало время весёлого и красивого древнего русского праздника – Зелёных святок, по-другому Троица. Праздник Троица – любимый народный праздник, он посвящён Богине Весны, победившей злых демонов зимы. В праздник на троицу в особом почёте была Берёзка.
Берёзонька скрипела, к себе гукала, добрых гостей созывала: «Приходите, девушки, ко мне гулять! Меня, белую берёзу, украшать», обещала сама согнуться, сама в веночки завиваться.
1 ребёнок: Вокруг берёзки я хожу,
Вокруг беленькой хожу.
Я не знаю, чем берёзку наряжу,
Чем я белу, кудревату одарю.
Одарю берёзку алой ленточкой,
Да переленточкой.
А ещё шелковым платком,
Да лазоревым венком.
2 ребёнок: Во лесу, во лесочке
Росла трава- мурава.
До пояса доросла,
Берёзку обвила.
Мы веночки сплели,
Берёзоньку завили.
Ведущая: Святая Троица- это праздник русской березки. Давайте мы станем в круг , песню споем, хоровод заведем кудрявую березоньку нарядим. А нарядим ее ленточками.
(Ведущая и дети украшают веточки берёзки ленточками и платочками) Ведущая: Заведём хоровод, чтоб был радостным и весёлым весь год.
(Дети встают и вместе с ведущей заходят в хоровод).
Танец с платочками.
(Затем садятся на места).
Ведущая: В старину в народе говорили о берёзе «как о дереве об четырёх делах»:
Первое дело – мир освещать (убогие избы лучиной освещала),
Второе дело – крик утешать (давала дёготь, чтобы колёса у телег смазывать),
Третье дело – больных исцелять (лечила больных своими почками, соком, фитонцидами листьев),
Четвёртое дело – чистоту соблюдать (банными вениками и мётлами обеспечивала крестьянскую санитарию и гигиену).
Много песен, пословиц, загадок сочинил народ о любимом дереве. Современные авторы тоже посвящают берёзе свои произведения. Давайте послушаем стихотворения, которые выучили наши ребята.
3 ребёнок: Белая берёза –
Машина сестричка.
У берёзы белой
Тоже есть косичка.
Машенька к дерёзе
Белой подойдёт,
Ленточку берёзе
В косы заплетёт.
4 ребёнок: Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную!
С.Прокофьев.
Ведущая: Эй,девчата хохотушки
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей.
«Частушки»
1.Заиграй повеселей
Гармонь моя веселая
Мы пришли сюда встречать
Троицу зеленую.
2.Мы вокруг березки встанем,
Платочки в руки мы возьмем.
Радостно и звонко вместе
Мы частушки запоем.
3.Вот сегодня Троица,
Земля травой покроется.
Скоро миленький приедет
Сердце успокоится.
4.В Троицу венки вязали
Опускали по воде,
И гадали мы с подружкой,
О будущей о судьбе.
5.Девки в лес пошли запели,
По лесочку раздалось
У березоньки мальчишек
Очень много собралось.
6.В духов день, да в Троицу
С подругой шла я по лесу,
Под гармошку песни пела
Не жалела голосу.
Песня : «Земелюшка –чернозем.»
(Раздаётся стук по дереву).
Ведущая: Ой, что за стук? Не дятел ли это стучит?
Леший: Нет, это я, старичок – Лешачок! (Идёт к берёзе, любуется): - Ай, да берёзка, ай, да красавица! Молодцы Ребята! Давно я не видел хороводов на поляне, скучно стало в лесу. Раньше– то, бывало, собирались здесь русалки – мавки. В тихие вечера, да в лунные ночи выходили они из- под озёрных коряг и хоронились в деревьях. А с восходом солнца водили они хороводы, пели песни, качались на берёзовых ветках, заманивали в лес красотой своей да голосом добрых молодцев.
А у вас так весело, что и мне старому захотелось поиграть. А вы, ребята, уважите меня старого, поиграете со мной? Предлагаю поиграть в игру «Разбегиши» (один из вариантов игры «Горелки»).
Ход игры:
Леший- водящий стоит в центре круга , дети, взявшись за руки, идут по кругу. Все говорят хором нараспев:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Леший со словами «Раз, два, три – беги!» задевает платочком любую пару детей. Они бегут в разные стороны, соревнуясь, кому удастся схватить платочек первым. Победивший с платочком встаёт в круг и становится водящим.
Леший: Ну вот, я с вами наигрался. (Ведёт детей к берёзе, все садятся). А позову– ка я сюда внучку свою, пусть тоже на берёзку полюбуется, да с ребятами позабавится.
(Леший играет на дудочке. Под мелодию входит девица в красном сарафанчике, с веночком на голове. В руках у неё волшебный сундучок).
Заря:
Здравствуйте, ребята!
Я – Заря – заряница,
Красная девица!
Леший: Это внучка моя – Зоренька!
(Заря вокруг берёзки обходит, любуется).
Леший: А какая она у меня затейница! Сколько она игр да загадок знает! Заря: А вы, ребятки, умеете отгадывать загадки? Сейчас я проверю. (Достаёт открытки с загадками из волшебного сундучка):
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!»,- приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я - …(лето)
Ждет нас в гости друг зеленый,
Ждут березки, липы, клены,
Травы, птицы и цветы
Небывалой красоты.
Сосны, ели до небес,
Друг зеленый, это - …(лес).
Кто скажет, кто знает,
Какой лес бывает?
Внимание, внимание,
Слушайте задание!
Любит подберезовик
Лес, какой? Дети (хором): Березовый.
А теперь отгадайте,
Что за дерево такое:
Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой,
Стоит под горой! (Берёза)
Заря: Правильно, молодцы, ребятки! Вижу, умеете вы загадки отгадывать! А давайте поиграем в мою любимую игру. Эта русская народная игра так и называется «Заря - заряница».
Ход игры:
Дети стоят по кругу. Один – Заря, ходит вокруг и говорит:
Заря – заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца завитые -
За водой пошла…
С последними словами водящий (Заря) осторожно кладёт ленту на плечо одному из игроков. После этого оба бегут в разные стороны, стараясь обежать круг и занять место. Кто остаётся без места, становится «Зарёй». Леший: Ну, ребята, порадовали, да позабавили вы нас с Зоренькой. Пора нам к себе в лес возвращаться. Внученька, загадай- ка на прощание ребяткам ещё загадку.
Заря: (открывает волшебный сундучок):
В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.
Дети (хором): Береза!
Заря:
Правильно, берёза!
А теперь скажу вам я, что прощаться нам пора…
Праздник веселый удался на славу,
Мы думаем, всем он пришелся по нраву!
Леший:
Прощайте, прощайте, все счастливы будьте!
Здоровы, послушны и нас не забудьте!
(Прощаются и уходят под «Голоса весеннего леса»).
Ведущая: Сегодня у берёзки был праздник. Она вместе с нами радовалась и веселилась. Но и нам пришла пора прощаться. Давайте ещё раз полюбуемся на неё и споём на прощание.
Песня «Моя Россия»
|